Как зарегистрировать НКО

Как зарегистрировать НКО

НКО – это некоммерческая организация, которую нужно обязательно зарегистрировать в Министерстве юстиции и ФНС. Регистрация некоммерческих организаций – дело важное и крайне индивидуальное, которое требует некоторой подготовки. Именно поэтому перед тем, как зарегистрировать НКО, следует ознакомиться с основными этапами данного процесса.

Определение структуры НКО

Перед тем, как открыть НКО, нужно определить ее вид и систему налогообложения. Также потребуется определение структуры органов управления и состава учредителей. Решение перечисленных вопросов способствует снижению финансовых и управленческих рисков. Для решения данных задач привлекается квалифицированный и опытный юрист, знаний которого достаточно для оценки и составления схемы работы некоммерческой организации.

Выбирая руководителя данной организации, следует выполнить проверку кандидатов в реестре дисквалифицированных лиц. Если кандидат числится в этом реестре, регистрирующий орган откажет в регистрации НКО.

Определение юридического адреса НКО

Под юридическим адресом подразумевается место нахождения НКО, которое указывается в Госреестре. Этот адрес может не соответствовать фактическому месту нахождения организации. Но стоит учитывать, что в таком случае организация рискует понести серьезные убытки. Поэтому при создании НКО в качестве юридического желательно использовать тот адрес, где фактически находится офис организации.

Для регистрации юридического адреса потребуются следующие документы:

  • гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации;
  • копии документа, который подтверждает право собственности;
  • договор аренды (в том случае, если офис арендуется).

Разработка учредительных документов

Основной учредительный документ – устав НКО. Также может потребоваться учредительный договор.

Регистрация НКО дополнительно требует принятия решения о создании организации. Если учредителем НКО является один человек, он принимает данное решение единолично. Если же у организации есть как минимум 2 учредителя, то на собрании учредительского состава должно быть принято единогласное решение.

Подготовка заявления о регистрации НКО

Чтобы зарегистрироваться в Минюсте НКО, необходимо подготовить заявление по форме Р11001. В этом заявлении нужно заполнить титульный лиц (наименование организации и адрес), а также указать сведения об учредителях, лице, действующем от имени потребительского кооператива, и заявителе.

Оплата госпошлины

Размер государственной пошлины составляет 4 тысячи рублей. Исключением являются только политические партии и их региональные отделения (3 500 рублей), а также общественные организации инвалидов и их отделения (1 400 рублей).

Реквизиты для уплаты государственной пошлины всегда можно найти на сайте регистрирующего органа. Стоит отметить, что при заполнении квитанции на уплату нужно быть предельно внимательным. Возврат госпошлины, уплаченной по неправильным реквизитам, занимает как минимум один месяц.некоммерческий организация фото

Формирование и подача пакета документов

Государственная регистрация НКО предусматривает подготовку и подачу следующих документов:

  • заявления;
  • решения о создании НКО;
  • учредительской документации;
  • квитанции об уплате государственной пошлины;
  • документов, подтверждающих юридический адрес;
  • выписки из реестра иностранных юридических лиц (для учредителей-иностранцев);
  • доверенности от заявителя, заверенной нотариусом;
  • паспорта заявителя;
  • протоколов собраний учредителей.

Если организация будет работать на УСН, то также потребуется подача заявления об использовании «упрощенки».

Некоммерческая организация должна подать перечисленные документы либо в регистрирующий орган, либо в единый регистрационный центр по месту своего нахождения. Заявителем может быть один из учредителей организации или его представитель, имеющий соответствующую нотариальную доверенность.

Подача документов осуществляется несколькими способами:

  • путем личного обращения в регистрирующий орган;
  • через МФЦ;
  • путем почтового отправления;
  • через Единый портал государственных услуг.

Многих интересует вопрос: может ли НКО подать документы через нотариуса? Данный вариант возможен лишь при личном обращении заявителя к нотариусу. Также стоит понимать, что данная услуга предусматривает отдельную оплату.

Получение документов о регистрации

Последним этапом является получение документов о регистрации НКО. Регистрирующий орган выдает данные документы, если у него нет весомых оснований для отказа. Данный орган отправляет в налоговую службу документы, необходимые для внесения записи в ЕГРЮЛ.

После завершения регистрации представители некоммерческой организации получат:

  • документацию, которая подтверждает внесение записи в ЕГРЮЛ;
  • учредительную документацию с отметкой об успешной регистрации;
  • свидетельство о госрегистрации организации, выданное Министерством юстиции;
  • документ, подтверждающий постановку НКО на учет в налоговой инспекции.

Получение перечисленных документов свидетельствует о завершении процедуры регистрации. Но для полноценной работы некоммерческой организации ее руководителям необходимо выполнить ряд обязательных действий после регистрации. В частности, они должны поставить организацию на учет во внебюджетных фондах, получить коды статистики, заказать печать, открыть расчетный счет, получить все требуемые лицензии и т.д.

В том случае, если Вам необходима ликвидация НКО, советуем также проанализировать все основные нюансы этапов этого процесса.