Переход на электронную трудовую. Нас всех оцифруют?

Переход на электронную трудовую. Нас всех оцифруют?

С 2020 года в России планируется ввести электронную трудовую книжку – новый формат хорошо знакомого всем работающим россиянам документа. Цифровая трудовая книжка обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям откроет новые возможности кадрового учета. Ведение бухгалтерского учета тоже станет легче.

Важно! Переход на электронные трудовые книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную книжку столько, сколько это необходимо.

Электронная трудовая книжка не предполагает физического носителя и будет реализована только в цифровом формате.

При необходимости сведения электронной трудовой книжки будут предоставляться в виде бумажной выписки. Предоставить ее сможет нынешний или бывший работодатель (по последнему месту работы), а также управление Пенсионного фонда России или многофункциональный центр госуслуг (МФЦ). Услуга предоставляется экстерриториально, без привязки к месту жительства или работы человека.

Переход на электронные трудовые книжки

переход на электронную трудовую фото

Формирование электронных трудовых книжек россиян должно начаться с 2020 года. Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и будет осуществляться только с согласия человека.

Единственным исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года. У таких людей все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.

Остальным гражданам до 31 декабря 2020 года включительно необходимо подать письменное заявление работодателю в произвольной форме о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной трудовой книжки.

Обязанности и полномочия работодателя при ведении электронных трудовых книжек:

Работнику, подавшему письменное заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде, работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником такого заявления.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю сведения о трудовой деятельности в бумажном или электронном виде вместе с трудовой книжкой или взамен ее.

Преимущества электронной трудовой книжки

Легко восстановить

Потеря бумажной трудовой книжки — это реальная трагедия. Единственное спасение — нотариально заверенная копия. А если ее нет, придется ходить по адресам, вспоминать по крупицам трудовую биографию. Да и есть ли ныне те предприятия, на которых человек работал, например, лет 20 назад? Нужно будет посидеть в архивах. Кто-то скажет: ну и шут с ней, с книжкой! И ошибется. Потому что она может здорово помочь работнику в спорах с пенсионным фондом: где человек, работал, сколько лет, на каком производстве — все это влияет на размер пенсии.
С электронным документом в этом плане намного проще. Все сведения будут продублированы в специальной базе. Страницы не истреплются, чернила не размоются и не выцветут.

Охраняет пенсию

Работник может быть абсолютно уверен, что его с зарплаты производятся отчисления в Пенсионный фонд, и они будут учтены при выходе на заслуженный отдых. Сведения о необходимых платежах от работодателя будут формироваться автоматически.

Защищает права

Не будет, как ожидается, и проблем с выдачей документа при увольнении. При цифровом режиме бессмысленно говорить желающему уволиться сотруднику: «А я тебе трудовую не отдам!»
Работник в любой момент может запросить из ПФР сведения о своей трудовой деятельности в режиме реального времени и проверить их правильность. Оперативный доступ к такой информации получат не только работники и работодатели, но и государственные органы, а также суды.

Экономит время

Не надо будет бегать со своими трудовыми документами или их заверенными копиями из одного ведомства в другое. А ведь помимо ПФР и нового места работы трудовая может понадобиться, например, при оформлении виз, пособий (в органах соцзащиты), кредитов (в банках).

Подведем итоги

Можно ли будет сохранить бумажную трудовую книжку?

Да, можно. Для этого будет необходимо подать работодателю соответствующее письменное заявление в произвольной форме до конца 2020 года. В этом случае с 2021 года бумажную трудовую книжку продолжат вести одновременно с электронной.

В каком случае нельзя будет сохранить бумажную трудовую книжку?

Если сотрудник впервые устроится на работу с 1 января 2021 года. У таких работников данные о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде.

Как можно будет получить сведения из электронной трудовой книжки?

Сведения из электронной трудовой книжки можно будет получить через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России и на сайте Портала государственных услуг.

Нужно ли специальное программное обеспечение?

Благодаря названию проекта «Электронная трудовая книжка — 2020» может возникнуть ложное понимание, что это некий носитель в электронном виде. Но это не так. Для хранения сведений о трудовой деятельности работников будут использоваться информационные системы Пенсионного фонда.