Новая электронная подпись ФНС

Новая электронная подпись ФНС

С 1.07.2021 г. начинают работать поправки к Федеральному закону № 63-ФЗ. Серьёзные изменения нормативной базы затронут тех, кто работает с ЭЦП. Новая электронная подпись ФНС, которая будет обязательной с 1.01.22 г., станет универсальной, её получение и применение будет происходить по новым правилам.

Компания Бизнес Партнер предоставляет профессиональные бухгалтерские услуги: ведение бухгалтерского и налогового учета, юридическое консультирование.

Что поменялось в ЭЦП в 2021 году

Наиболее важные изменения:

  1. Получение новой ЭП для руководителей юридических организаций, ИП, нотариусов возможно только в ФНС или у её доверенных УЦ. Генеральные директоры и президенты коммерческих организаций смогут получить новый сертификат ЭЦП в Центробанке, руководители госорганов — в Государственном Казначействе.
  2. Новые ЭП, зарегистрированные в Федеральной налоговой службе, станут бесплатными.
  3. Новая электронная подпись ФНС на организацию может быть получена только Генеральным директором, её ключ будет некопируемым.
  4. Все остальные сотрудники, подписывающие документы от лица компании, должны пользоваться ЭП для физлиц, подкреплёнными электронными машиночитаемыми доверенностями, заверенными подписью руководителя юрлица.
  5. Физические лица смогут получить ЭП в удостоверяющих центрах с новой аккредитацией (которую смогут пройти не все действующие УЦ). Для работы в новых условиях нужен приказ об аккредитации, датированный позже 1.07.2021 г.

Требования к сертификатам при выдаче ЭЦП в ФНС ужесточатся. Подписи будут существовать исключительно на электронном носителе, не будут копироваться на сервере налоговой службы. Если токен буден утерян или сломан, придётся получать новый сертификат.

Как и где пользоваться новой ЭЦП

Новая ЭЦП ФНС, которую можно получить с 1.07.2021 г. — более унифицирована.

Она может быть использована:

  • для отчётности в государственные информационные системы;
  • при подаче налоговых отчётов и деклараций;
  • на виртуальных торговых площадках;
  • для операторов документооборота.

В период с 1.07.21 г. по 1.01 .22 г. все структуры — сервисные и информационные центры, торговые интернет-площадки должны успеть оптимизировать работу своих ресурсов под использование новых сертификатов и он-лайн доверенностей.

новая электронная подпись фнс

Что делать со старой электронной подписью

Если действие ЭП заканчивается в период с 1.07 по 31.12. 2021 г., сертификат новой цифровой подписи оформляется в Федеральных налоговых органах или заказывается у доверенных лиц ФНС по выдаче ЭЦП.

Если срок действия ЭП истекает, ею разрешено подписывать документы только до 01.01.22 г. Рекомендуется до конца 2021 г. заказать новую ЭЦП в УЦ ФНС, чтобы в начале года не было сбоев рабочего процесса.

Способы получения ЭЦП с 1 июля 2021 года

Получить новую ЭЦП руководитель имеет возможность в ФНС или в доверенном УЦ, предъявив документы:

  • заявление в налоговой инспекцию написанное от руки, или отправленное через ЛК налогоплательщика (окно «Жизненные ситуации»);
  • паспорт, СНИЛС;
  • электронный носитель ФСБ или ФСТЭК для записи сертификата (токен);
  • техническую документацию и актуальный сертификат на токен.

Для первичного получения ЭЦП в ФНС руководитель должен прийти лично, для идентифицирования сотрудником инспекции, её нельзя оформить по доверенности. Продление сертификата возможно дистанционным путём.

Чтобы новая цифровая подпись работала, на рабочем компьютере устанавливается действующее средство криптографической защиты (СЗКИ) — лицензионное программное обеспечение КриптоПРО CSP с версией 4,0 или 5,0. Программу можно приобрести в УЦ или в интернет- магазине производителей.

Заключение

С 1 июля 2021 года в ФНС можно получить ЭП. Новая электронная подпись более надёжна, отличается высокой степенью защиты от копирования или вторжения чужеродного ПУ, что снижает риски мошенничества. До 1 января можно пользоваться имеющейся ЭП. До конца текущего года рекомендуется позаботиться о регистрации новой ЭЦП в НС или доверенных УЦ, проверить возможность использования цифровых доверенностей на рабочих порталах и сервисах. Специалисты нашей компании оказывают услуги бухгалтера на аутсорсинге.