Особенности анализа финансовых результатов

Особенности анализа финансовых результатов

Многие коммерческие компании пренебрегают такой услугой как ведение бухгалтерского учета. Причина – нежелание оплачивать лишние расходы и передавать конфиденциальную информацию третьим субъектам. Но на деле получается иная ситуация. Консалтинговая компания предоставляет не только непосредственное финансовое обслуживание. Она дополнительно оценивает бизнес, механизм учета, контроля, проводит анализ, планирование и корректировку работы фирмы. И за все это компания платит один тариф, получая взамен комплексное обслуживание.

Анализ отчета финансовых результатов и другой отчетности – это важный этап в работе каждого предприятия. Далее расскажем о том, что это такое, для чего его проводят и какие цели с помощью такого анализа достигают. Базовые задачи анализа финансовых результатов.

Роль анализа финансовых результатов компании

Финансовый результат (ФР) – это индикатор успешности бизнеса. Многие путают такие категории как:

  • финансовый результат;
  • финансовые показатели.

Это разные критерии. Финансовый результат в упрощенном понимании – это оценка прибыльности бизнеса. То есть компания оценивает, что она получили по итогу отчетного периода - прибыль или убыток. Расчет ФР в упрощенном варианте осуществляется по формуле:

ФР = Доходы – Расходы

И возможно три варианта:

  • если итог положительный, то есть доходы компании превышают расходы, следовательно, компания получили прибыль; деятельность является рентабельной, компании имеет свободные денежные ресурсы для развития и воспроизводства;
  • если итог нулевой, значит компания не получает ни убытков, ни прибыли, доходы равны расходам. Это так называемая точка безубыточности, когда бизнес может только покрыть свои текущие расходы;
  • если итог отрицательный, следовательно, фирма получает убытки, ее расходы превышают доходы. В таком случае компания или находит пути улучшения деятельности, или вынуждено прекращает бизнес.

Показатель оценивается в стоимостном выражении, то есть в деньгах.

А вот финансовые показатели – это совокупность индикаторов, коэффициентов, с помощью которых оценивают:

  • рентабельность;
  • ликвидность;
  • автономность;
  • платежеспособность.

Как правило, на предприятиях проводится анализ двух критериев. Также комплексную оценку проводят инвесторы, кредиторы и иные внешние пользователи. Для небольших фирм или компаний на старте достаточно анализа финансовых результатов.

Главная цель анализа финансовых результатов – оценить эффективность работы бизнеса за отчетный период. Дополнительно он помогает решить следующие задачи:

  • понять источники формирования прибыли компании, выявив max рентабельные виды деятельности, продукции, направления работы;
  • оценить плановые и фактические результаты, определив имеющиеся отклонения;
  • выявить факторы, которые повлекли текущее значение финансовых результатов;
  • проанализировать структуру имеющихся доходов и затрат предприятия;
  • найти резервы для повышения рентабельности фирмы, выявить ключевые направления оптимизации.

Именно поэтому не стоит думать, что при анализе используется лишь один показатель. Прибыль является базисом, итоговым значением, на который влияет множество факторов, индикаторов. И задача опытного эксперта оценить всю эту совокупность факторов.

Основным документом для исследования служит отчет о финансовых результатах. Это строго регламентированная форма, которую используют все предприятия. Отличия – некоторым компания предоставлена возможность сдавать упрощенную форму отчета.

Методика анализа финансовых результатов реализуется с помощью двух разновидностей:

  1. Вертикальный анализ финансовых результатов. Заключается в том, чтобы оценить структуру отчета, понять долю каждого результата в общем значении. В финансах такой анализ еще называют трендовым анализом. Например, выручка от реализации составляет 1000 000 млн. рублей, себестоимость реализованной продукции – 600 000 рублей. Следовательно, доля себестоимости составляет 60%.
  2. Горизонтальный анализ финансовых результатов. Это анализ динамики представленных в отчете показателей. Сравниваются итоги текущего и предыдущего периода. Отклонение рассчитывается в относительных и абсолютных значениях. Например, чистая прибыль после налогообложения в текущем году 100000 рублей, а в предыдущем она составляла 120 000 рублей. Итог: абсолютное отклонение –  - 20 000 рублей, относительное отклонение (темпы прироста) – -20%. Это значит, что за год прибыль компании сократилась на 20%.

Проводить один из этих видов оценки на практике не совсем эффективно. Важно комплексно подходить к вопросу. Так вертикальный анализ поможет определить отклонения, а горизонтальный поможет выявить те факторы и составляющие, которые вызвали такие значения.

Учет использования прибыли

Итак, основы анализа ФР реализуются через изучение главной экономической категории – прибыли. И возникает вполне объективный вопрос, а как же осуществляется учет прибыли.

В первую очередь, следует различать несколько видов прибыли:

  • Валовая прибыль. Это разница между доходом от реализации и себестоимостью готовой продукции. Это один из первых показателей, который рассчитывается в отчете о фин. результатах. Такой показатель позволяет определить, какая доля себестоимости в общем доходе, нужно ли повышать цену продаж или искать резервы для снижения.
  • Прибыль от продаж. При расчете показателя уже учитывается не только себестоимость, но также управленческие и коммерческие расходы. Получается, что от общего дохода отнимаются все расходы, связанные с непосредственной операционной деятельностью компании.
  • Прибыль до налогообложения – это итоговый финансовый результат без учета уплаченных налогов. Здесь учитываются результаты не только от операционной деятельности, но также от инвестиционной, финансовой. Например, учитываются полученные проценты от предоставленных займов, уплаченные проценты по кредитам, иные расходы и доходы деятельности.
  • Чистая прибыль – это итоговый финансовый результат после уплаты налогов. Это главный индикатор эффективности компании.

Итак, по итогу года компания получили чистую прибыль. И далее собственники компании принимают решение о ее распределении. В каких направлениях компания может использовать полученную прибыль:

  • формирование резервов (например, резерв на выплату отпусков, резервы сомнительных долгов и т.д.);
  • выплата дивидендов акционерам компании;
  • покрытие убытков, полученных по результатам предшествующего периода.

Основным счетом для учета нераспределенной прибыли является счет 84. Его название – «Прибыль, подлежащая распределению». При отражении прибыли счет дебетуется, при использовании прибыли счет кредитуется. Например:

  • при операции «Сформирован резервный капитал за счет нераспределенной прибыли» будет проводка ДТ 84, Кт 81;
  • при операции «Выплачены дивиденды акционерам» будет проводка Дт 84, Кт 75.

Понятное дело, что после распределения прибыли, у компании остается какая-то часть нераспределенной прибыли. Это вполне нормально, так и должно быть. Учет такой прибыли ведется на специальном субсчете «Нераспределенная прибыль». Конечное сальдо отражается по кредиту субсчета.

В учете такой прибыли часто допускаются ошибки, которые противоречат действующему законодательству. Компания не может использовать нераспределенную прибыль для выплаты иным субъектам, например, поставщикам, сотрудникам или другим лицам. Согласно законодательству нераспределенная прибыль может быть использована только для расчетов с собственниками.

Таким образом, основным результатом финансового анализа является оценка эффективности работы фирмы. Поскольку, базовая цель работы коммерческого предприятия – это прибыль, тои и оценивается, в первую очередь, такой показатель. Но важно понимать – анализ финансовых результатов нацелен не только на то, чтобы понять – прибыльна ли деятельность или нет.  Задача в другом – проследить динамику показателей, понять, что привело к таким изменениям. И уже на основе этого принять корректные управленческие решения.

Компания решает самостоятельно как реализовать поставленную задачу. Кто-то оценивает отчетность и ее показатели самостоятельно. Но это требует в штат отдельного сотрудника. Кто-то привлекает в работу квалифицированно эксперта или компанию, которая предоставляет бухгалтерские услуги и знает, на что обратить внимание. Главное – такая оценка должна присутствовать в бизнесе для минимизации рисков.