С чего начать восстановление бухгалтерского учета

С чего начать восстановление бухгалтерского учета

Определение понятия «восстановление бухгалтерского учета» не дано ни одним законодательным актом, а возникновение термина обусловлено финансовым непрофессионализмом. Бухгалтерию невозможно начать с «чистого листа» ввиду наличия остатков на любую дату баланса, несоответствие которых реальным данным продолжает наращивать ошибки по геометрической прогрессии. На восстановление бухгалтерского учета стоимость зависит от количества задач, выполненных бухгалтером.

Оценка состояния бухгалтерского учета

Для принятия решения, с чего начать восстановление учета, следует изучить причины возникших искажений. Наряду с утерей первичных документов - это может быть незнание законодательства, поскольку восстановление налогового учета требуется одновременно с исправлением бухгалтерского. Среди типичных ошибок выделяют:

  • неправильное отражение НДС по выданным и полученным от контрагентов авансам;
  • искажение налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам при начислении зарплаты и приравненных выплат;
  • неправомерное включение затрат в уменьшение объекта налогообложения по налогу на прибыль ввиду установленных ограничений или недостаточности документальных подтверждений.

По результатам проведенного анализа оценивается «глубина» периода, нуждающегося в корректировках, и составляется план восстановления учета.

отчет по восстановлению бухгалтерского учета образец фото

Инвентаризация активов и обязательств

Для правильного формирования сальдо на синтетических и аналитических счетах и субсчетах необходимо проведение инвентаризации. Восстановление бухгалтерского и налогового учета производится на основании:

  • инвентаризационных описей по фактическим ТМЦ и необоротным активам, находящимся у хозяйствующего субъекта;
  • банковских выписок об остатках денежных средств, числящихся на открытых в финансовых учреждениях счетах;
  • актов сверок с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;
  • выписок из лицевых счетов государственных органов в разрезе налогов и взносов.

Отчет по восстановлению бухгалтерского учета включает приказ о назначении инвентаризационной комиссии, а итоги проведения скрепляются подписями всех членов и оформляются документально по образцу, разрабатываемому в зависимости от выявленных несоответствий.

Отражение первоначальных остатков по бухгалтерским счетам в программном продукте

Во избежание дальнейших искажений необходимо привести сальдо в программном продукте в соответствие с фактом. Для восстановления учета в 1С предусмотрен вспомогательный нулевой счет, предназначенный для отражения двойной записи в корреспонденции, представленной в таблице:

Дт Кт Операция по восстановлению учетных регистров
Формирование сальдо по активам по результатам инвентаризации
01,04 00 Отражена первоначальная стоимость основных средств и нематериальных активов
00 02 Начислен износ с целью приведения балансовой стоимости в соответствие с фактической
10,40,41 00 Оприходованы неучтенные производственные запасы, готовая продукция и товары
50,51,52 00 Отражены фактические остатки денежных средств в кассе и в банковских организациях
Формирование сальдо по обязательствам согласно произведенной сверке расчетов
00 60,62,68,76 Отражена кредиторская задолженность перед поставщиками, покупателями и бюджетом
60,62,68,76 00 Отражена дебиторская задолженность в разрезе налогов и контрагентов
Формирование текущего финансового результата
00 84 Отражена полученная прибыль
84 00 Отражен текущий убыток

Проводки делаются в программе на дату баланса. Например, если необходимо иметь неискаженные остатки по состоянию на 1 октября, то указанная серия проводок формируется 30 сентября.

Формирование регистров бухгалтерского учета и бухгалтерского баланса

Поскольку процедура требует подачи уточненных деклараций и расчетов в налоговый орган, услуги по восстановлению учета следует доверить профессионалам. Процесс усложняется вследствие:

  • необходимости возврата во «вчерашнее законодательство»;
  • важности промежуточных итогов в разрезе каждого периода;
  • недопущения повторной ошибки при расчетах результирующих показателей.

Сам факт подачи уточненной отчетности – объект повышенного внимания налоговиков при выборе кандидатов для внеочередных визитов. Для минимизации рисков доначислений налогов и применения финансовых санкций целесообразно провести аудит восстановления учета, по результатам которого правильность сведений будет подтверждена аудиторским заключением.

Компания Бизнес Партнер предоставляет бухгалтерские услуги: ведение бухгалтерского учета у организаций и ИП, юридическое и налоговое консультирование.